Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 августа 2018; проверки требуют 16 правок.
«72 метра» — российский художественный фильм, снятый режиссёром Владимиром Хотиненко.
Основан на одноимённом рассказе и ряде других рассказов Александра Покровского из сборников «72 метра» и «Расстрелять».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/72_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
Содержание
72 метра (2004): новости >>
В 30 лет жизнь только начинается
Русский юмор – не всегда осмысленный, но беспощадный
11 декабря в Государственном Кремлевском Дворце с успехом выступил самый легендарный из ныне живущих композиторов — Эннио Морриконе.
Все новости >>
Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/35/annot/
Сюжет
Офицеры ВМФ капитан-лейтенанты Пётр Орлов и Иван Муравьёв служат на ДПЛ «Славянка» уже давно. Когда-то они были лучшими друзьями. В 1986 году вместе прибыли в Севастополь для прохождения службы. Там же встретили красивую девушку Нелли и оба влюбились в неё с первого взгляда. Нелли выбрала Ивана, и тогда дружба офицеров дала трещину.
В 1992 году, после развала СССР и раздела Черноморского флота, большая часть экипажа «Славянки», отказавшись принять украинскую присягу, была переведёна на Северный флот. С тех пор и жизнь, и служба идут своим чередом. И очередной выход в море — боевые плановые учения. Командир экипажа, капитан первого ранга Геннадий Янычар оглашает поставленную задачу — уничтожив торпедной атакой флагманский корабль условного противника и уйдя от преследования, подводная лодка должна на время исчезнуть из поля зрения и остаться незамеченной в течение 24 часов. На борту также присутствует гражданский врач Черненко.
Никто в учебном центре не знает, в какую сторону будет двигаться подлодка. И никто не предполагает, что во время учений произойдёт катастрофа — волны от взрывов растревожили «спящую» со времён Великой Отечественной войны морскую мину, которая медленно тронулась навстречу «Славянке» и взорвалась у её левого борта, в результате чего подлодка затонула и легла на грунт на глубине 72-х метров; незатоплеными остались лишь несколько отсеков. При взрыве гибнут несколько членов экипажа, в том числе командир Янычар. Черненко, Орлов и матрос Молодой оказываются в полузатопленном отсеке, но им удаётся, перемещаясь по всем отсекам затонувшей подлодки, подойти к переборке наименее пострадавшего отсека Ивана Муравьёва, где находятся и другие оставшиеся в живых члены экипажа. В нарушение принципов борьбы за живучесть, Иван Муравьев принимает решение впустить трёх человек, для чего открывается переборочная дверь и отсек тоже изрядно заполняется водой, но зато вся выжившая часть команды воссоединяется.
Подводники ищут способ спастись и решают выбраться в спасательном снаряжении подводника через торпедные аппараты. Но выясняется, что из-за халатности старшего мичмана Крауза исправен лишь один изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59. Крауз пытается покончить с собой, но сослуживцы его обезоруживают. В итоге команда принимает решение отправить наверх Черненко. Он должен установить спасательный буй—«вьюшку», чтобы отметить местоположение «Славянки» и, выбравшись на берег, сообщить о катастрофе. В итоге Черненко выбирается на берег и бежит к городу.
А членам экипажа «Славянки» не остаётся ничего, кроме как ждать спасателей, но прибудут они вовремя или нет, остаётся неизвестным; фильм имеет открытый финал.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/72_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
Кадр из фильма
Фильм даже не упоминает, какой была и чем кончилась поисково-спасательная операция, когда, представьте, взяла и пропала с учений целая подлодка с экипажем. Ну, пропала и пропала: «Там капитан с характером, чего с него возьмешь». В фильме с мягкой улыбкой и глубокими реверансами только сказано, что, мол, неплохо бы все-таки поискать: мол, даже «квадрат» очевиден, вот он. То есть мозги – боезапас не одного Неизвестного солдата, командный состав тоже не без греха, хотя и сильно робеет. Но главное – найден стрелочник. Не в первый раз в фильмах В.Хотиненко и В.Залотухи («Мусульманин», «Макаров») Неизвестный солдат сам и виноват.
Виноват мичман Сергея Гармаша, от которого жена гуляла, а он надеялся ее вернуть, приобретя золотые сережки с рубинами, как обещал, но это не помогло, и он каждому встречному-поперечному предлагал их купить задешево, потому и манкировал актом сдачи-приемки дыхательных аппаратов, которые все оказались негодные. А потом все, оставшиеся в живых после взрыва на лодке, погибли. И не вопрос, почему то, что крыша у мичмана ехала на глазах, не видно ни одному флотскому врачу, хотя каждому зрителю видно с первого кадра. Не вопрос, что дыхательные аппараты, принятые новобранцами, были новенькие, с завода. Это лишь упоминается без разборок – что, мол, возьмешь с нашего завода, по-другому и быть не может. И уж точно не вопрос, какого рожна именно на нас регулярно взрываются очередные глубинные бомбы. Воровать надо меньше старинных часов с рук покойника прямо из гроба.
Источник: https://www.film.ru/articles/zhertvoy-bolshe-zhertvoy-menshe
Кадр из фильма
Зато фильм подробно, заимствуя все анекдоты популярных телесериалов и «Особенностей национальной охоты», живописует то, ради чего все Солдаты – Неизвестные. Русский характер. Русскую удаль. Русское «авось». Наше всеобщее, куда ни плюнь, «смертию смерть поправ» и «сам погибай, а товарища выручай». Национальную гордость. Высокий уровень патриотизма. Саму Тайну русской души. Правда, в сухом остатке – все равно старосоветский агитпроп типа «Гибель «Орла» (1941), «Командир корабля» (1954), «ЧП» (1959), «Жажда» (1960). А для оживляжа «кино про людей» потребовались лишь рэп с Децлом, проблема отнятого Крыма и невыплата зарплат в начале 90-х. Но в рамках «людей» все по-прежнему. «Давай пожмем друг другу руки, и в дальний путь на долгие года». То есть: «Да, любит она тебя, но рожать будет от меня». Почему, собственно – не суть важно. Лишь бы гражданское мужество настоящего человека при ярославнах, нахаленках и аринах родионовнах по-прежнему заключалось в одном лишь умении красиво умирать. Вот без развороченных внутренностей, экскрементов, кровищи и сукровицы. Принял решение – умер.
Но даже этот ностальгический агитпроп выглядит в фильме беспомощно, что выдает теснейшую связь сервильности и стерильности, несвободы мысли с невладением профессией. В «72 метра» буквально каждый второй кадр – лишний, а каждый третий – вдвое длиннее, чем нужно. Взлетает над морем запачканная подводниками чайка. На берегу капитан поднимает голову. Козлу понятно, куда и чего он смотрит. Нет, чайка еще раз летит, а он еще полминуты все щурится и щурится. Все очень долго закуривают. Или авианосец бороздит океан. Понятно опять же, режиссер Хотиненко горд, что сняли реальный авианосец, «пустили в спецзону», но нам-то зачем он так долго чего-то бороздит, прежде чем на него сядет вертолет, тоже долго летевший – дольше, чем нужно, чтобы мы его рассмотрели? Полное отсутствие чувства ритма. Когда старофашистская бомба оторвалась от дна и решила столкнуться с лодкой, она раза четыре плыла, чтобы нам, наконец, стало ясно: непременно столкнется, не миновать.
Источник: https://www.film.ru/articles/zhertvoy-bolshe-zhertvoy-menshe
Съёмочная группа
- Автор сценария: Валерий Залотуха (при участии Владимира Хотиненко)
- Режиссёр: Владимир Хотиненко
- Оператор: Илья Дёмин
- Звукооператор: Сергей Сошнин
- Художник-постановщик: Константин Мельников
- Монтаж: Олег Раевский, Светлана Тарик
- Композитор: Эннио Морриконе
- Исполнительные продюсеры: Сергей Гуревич, Алексей Карпушин, Александр Уткин
- Продюсеры: Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Леонид Верещагин
- Постановщик трюков: Валерий Деркач
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/72_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
Кадр из фильма
Дальше вроде прелестный, хоть заимствованный из стилистики Рогожкина анекдот про корову с динамитом на рогах. Ну, представьте, рассказывают анекдот, вы только заржали, всей компании смешно, а тут вдруг кто-то подходит и бросает невзначай: «У меня мама умерла». Что вы испытаете, кроме недоумения: «Как же так»? Режиссер Хотиненко точь-в-точь по этому образцу вмонтировал в корову с динамитом кусок с очередным потрясением лодки. И этим он вовсе не хочет нас пристыдить или заставить задуматься. Нет, он тут же вернулся к корове. Будучи столь же случайным, как и остальные «драматические моменты», этот выдал недоумение именно режиссера. Ему надо только одно – успеть всех ублажить, по списку, и причем тут какая-то логика, драматургия, эмоции? Причем тут умение любить людей, если спасавший весь фильм, тянувший на главного героя капитан Гена Янычар (Андрей Краско) взорвался одним из первых – и ничего, ни реакции, ни финала? Ну, взорвался. Все равно все подохнут. Хотя, каким бы тупым ни был Голливуд, там такой капитан даже для помрежа чего-нибудь да значит, и его гибель даром не проходит.
Просоветско-прогосударственное промывание мозгов, обусловленное профессиональной беспомощностью, идущей от недоумения В.Хотиненко по поводу выбора профессии, вызванного, по-видимому, полнейшим жизненным равнодушием (на предпремьерном показе никто из них даже не вспомнил о взрыве на Павелецкой), сыграло злую шутку с прозой Александра Покровского. Длинноты, излишества и алогизмы фильма придали его, судя по всему, лаконичному, драматичному и остроумному рассказу многозначительность в каждой реплике. «Великий. Русский. Язык». То, что на бумаге было явно сочинено для «обыденности», для узнаваемой «прозы жизни», превратилось в диктант, в догму, и из приличного материала выперла жуткая литературность со всеми еще «флэшбэками». Флэшбэки – отдельная песня.
Источник: https://www.film.ru/articles/zhertvoy-bolshe-zhertvoy-menshe
Съёмки
- В роли ДПЛ «Славянка» в съёмках участвовали подводные лодки проекта 877 и 877В — Б-471 «Магнитогорск» Северного флота и Б-871 «Алроса»Черноморского флота России.
- Как и во многих других фильмах с участием Андрея Краско, актёр сам доработал некоторые реплики и характер своего персонажа. Одним из таких эпизодов стало поведение Янычара на пирсе, когда после грозного отчитывания старшего мичмана Легкоступова он чуть ли не на полусогнутых бежит к своей жене.
- Фильм снимался в городах Полярный, Североморск, Гаджиево и Севастополь.
- В связи с эпизодом отказа моряков от украинской присяги, а также с наличием в картине неоднократных высказываний, имеющих «признаки пропаганды национальной розни, унижения и оскорбления украинской и русской наций», фильм был запрещен к прокату на Украине решением Нацкомморали от 28.05.2009.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/72_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
Кадр из фильма
Когда все это безобразие наконец-то закончилось, обнаружилась любопытная посторонняя вещь.
Нет и не может быть на экране, в литературе (рассказ «72 метра» сочинен довольно давно) и вообще в искусстве никакой отдельной обыденности (подводников, проводников, садовников), если в стране подряд второе десятилетие идет ползучая гражданская война.
Источник: https://www.film.ru/articles/zhertvoy-bolshe-zhertvoy-menshe
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/35/annot/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 291 (2%)
- https://www.film.ru/articles/zhertvoy-bolshe-zhertvoy-menshe: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 7511 (62%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/72_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 4307 (36%)